Как выбрать детское автокресло?

По официальной статистике за год на наших дорогах в ДТП погибает около тысячи детей и более 25 тысяч получают травмы. За первые 6 месяцев года в Санкт-Петербурге зарегистрировано 4578 ДТП с участием детей. В этих авариях пострадало 5228 человек, 207 детей погибло. Многих из этих трагедий можно было бы предотвратить, если бы соблюдались меры безопасности.

Никогда не возите своего малыша на руках вместо детского автокресла — в этом случае даже небольшой удар чреват серьезными травмами.

Детей нельзя перевозить на руках

На рынке появилось множество детских ремней — аналогов автокресла, которые должны защитить вашего малыша от травм при ДТП. Единственное, от чего они спасают — штраф за нарушение статьи 12.23 КоАП (пункт 3).

12.23 КоАП (пункт 3)

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств. Штраф для водителя — 3000 рублей, для должностного лица — штраф 25000, для юридическго лица — 100000 рублей.

Группы автокресел

Группы автокресел по возрасту и росту ребенка

Главные критерии при выборе детского автокресла — рост и вес.

Автокресла для перевозки маленьких пассажиров используются с рождения и до достижения 12 лет. В течение этого периода организм ребенка сильно меняется, а вместе с ним меняется и конструкция сидения для обеспечения безопасности и комфорта. Комфорт важен для безопасности: если ребенку будет неудобно, он начнет капризничать и отвлекать водителя от дороги.

Группа 0

Используется с рождения и до 6 месяцев.

Кресло устанавливается на заднее сидение перпендикулярно ходу движения. Внутри кресла вкладыш для дополнительной защиты головки и широкие ремни для защиты позвоночника и внутренних органов. Единственное положение малыша в кресле — на спине.

Автокресла нулевой группы используются первые 6 месяцев жизни малыша — ребенок «вырастает» из них очень быстро. По этой причине группа 0 не пользуется большим спросом.

Группа 0+

Также называется автолюлькой и автолюлькой-переноской. В отличие от группы 0, подходят для детей до 13-15 месяцев (13 килограмм).

Положение в кресле тоже одно, но уже полулежачее. До года головка составляет 25% тела малыша. Кресла этой группы устанавливаются против хода движения автомобиля, так как в этом положении при резкой остановке голова ребенка наименее подвижна и риск травмы шейного отдела позвоночника сводится к минимуму.

Для удобства и безопасности кресло имеет анатомический вкладыш, который поддерживает тело в правильном положении и пятиточечные или Y-образные внутренние ремни с мягкими накладками для защиты скелета и внутренних органов.

В машине кресло устанавливается с помощью штатных ремней или Isofix.

Автолюльки часто используются за пределами машины. Почти во всех моделях группы 0+ есть ручка для переноски и округлое основание укачивания малыша.

Правильная установка автолюльки — против хода движения

Если головка ребенка выступает за верхний край, автолюлька не защитит малыша от травм при контакте с элементами машины в случае ДТП!

Группа 0+ / 1

Используются с рождения и до 4 лет (18 кг).

Автокресла группы 0+ / 1 устанавливаются спиной по ходу движения для перевозки самых маленьких; после перехода малыша в группу 0+, разворачиваются лицом по ходу движения.

Спинка регулируется в положениях сидя и лежа (некоторые модели имеют 3 и более положений спинки). Для безопасности маленького пассажира кресло оснащено пятиточечными ремнями, высокими бортами и подлокотниками для защиты от боковых ударов.

Если планируются частые поездки с малышом, обратите внимание на автокресла с поворотным механизмом. Он позволяет максимально быстро и просто посадить малыша в кресло.

Группа 1

Используются с 9 месяцев и до 4 лет (весом от 9 до 18 кг).

Переходить к группе 1 можно, когда ребенок уверенно сидит или головка расположена выше верхнего края люльки группы 0+.

Кресла группы 1 устанавливаются лицом по ходу движения. Бывают с трех- и пятиточечными внутренними ремнями или удерживающим столиком. Кресла пятиточечными ремнями лучше защищают внутренние органы и позвоночник малыша в случае удара, чем трехточечные, но и стоят, как правило, дороже.

Также, как и автокресла группы 0+ / 1 имеет высокие борта и подлокотники для защиты от боковых ударов. В данной группе кресел предусмотрены регулировка наклона спинки и высоты подголовника.

Группа 2

Кресла для детей 3-7 лет (15-25 кг). Используются редко, заменяются группой 2-3. Главное отличие от предыдущих групп — вместо внутренних ремней используются штатные автомобильные. От группы 1 переходить к группе 2 можно, если высшая точка сидения находится ниже уровня глаз малыша и / или ребенок весит более 18 кг.

Внутренние элементы фиксации имеют накладки. Дети подвижны даже во время езды, и без мягких накладок элементы крепления будут натирать.

Если ребенок по возрасту относится ко 2 возрастной группе, но голова при посадке находится выше спинки, то кресло не защитит от сотрясений и других травм головы при ДТП.  В этом случае необходимо выбирать кресло групп 2/3 или 3.

К переходу в группы 2 и 2-3 нужно подходить максимально ответственно, так как в этих креслах уже нет внутренних ремней безопасности.

Группа 2-3

Кресло-трансформер. Состоит из сиденья (бустера), подголовника и спинки. Подходит для возраста 3-12 лет (15-36 кг) с ростом не менее 95 см. При достижении ребенком роста 120 см., спинка и подголовник снимаются и используется только бустер. Основная задача таких автокресел— обеспечить правильное положение штатных автомобильных ремней относительно тела ребенка и предотвратить риск удушья и повреждения внутренних органов штатными ремнями в случае ДТП.

Кресла группы 2-3 используются, пока ребенок не вырастет до 150 см., и ремни безопасности не будут располагаться на уровне плеч.

Если планируются поездки на дальние расстояния, стоит рассмотреть кресла с регулировкой наклона спинки — в них можно не только сидеть, но и спать.

Группа 3

Также называется бустером. Выполняет только одну функцию — корректная маршрутизация ремня безопасности относительно тела — через плечо, а не через шею. Так он предотвращает риск удушья диагональным ремнем при резком торможении и поражение брюшной полости поясным ремнем.

Бустер наименее безопасный из всех групп. Он не имеет внутренних ремней и боковой защиты и является скорее переходным этапом от автокресла к пассажирскому сиденью.

Группа 1-2-3

Универсальное кресло или кресло-трансформер. Используются с 9 месяцев до 12 лет. Большинство элементов: спинка, подголовник, внутренние ремни, эргономичные вкладыши — съемные. Главное преимущество — не надо менять автокресла по мере роста малыша: кресло растет вместе с ребенком. Трансформер можно использовать сразу после автолюльки и до перехода к использованию пассажирского сиденья.

Однако от универсальности страдает эргономика — крайне сложно сделать автокресло одинаково удобным для детей всех возрастов и комплекций. Больше всего проблем с правильной и удобной посадкой в кресло-трансформер возникает у малышей до 2 лет. Вторая проблема таких кресел — защита. Они не сильно, но уступают в безопасности менее универсальным креслам.

Удачная покупка, если поездки с ребенком планируются редко и на небольшие расстояния.

С точки зрения безопасности возить ребенка в кресле, которое ему не соответствует — тоже самое, что возить без кресла вообще.

Стандарты безопасности

Детское автокресло должно отвечать стандарту безопасности ЕСЕ R44/04 (введен с 2009 года, действует по настоящее время).

До 2009 года использовался стандарт ECE R44/03. Из недостатков в сравнении с ECE R44/04 можно отметить скорость, на которой проводилось тестирование с манекеном — всего 36 км/ч, отсутсвие заднего удара и возможность вносить изменения в конструкцию уже после получения сертификата.

Сертификат ECE R44/04 означает, что автокресло сделано из высококачественных материалов, имеет полную комплектацию, защищает ребенка от боковых ударов, обеспечивает комфортное положение, а все элементы прошли индивидуальную проверку на прочность.

По стандарту ЕСЕ R44 04 ремни безопасности должны отвечать требованиям силы натяжения и быть устойчивыми к жаре, холоду и износу на протяжении срока эксплуатации. Пряжка ремня должна открываться с усилием между 40-60 Н без нагрузки и до 80 Н в нагруженном состоянии (в этом случае ремень не расстегнется во время удара). Также с 2009 года появилась цветовая кодировка установки автокресла: красный — лицом по ходу, синий — лицом против хода движения.

После прохождения проверки всех элементов, автокресло отправляется на краш тесты с манекеном, вес которого соответсвует заявленной группе кресла. При ударе манекен должен оставаться в безопасной зоне. В этом случае при столкновении маленький пассажир не ударится о другие элементы машины и избежит серьезных травм.

При проведении теста внутренние элементы машины покрываются специальной глиной или схожим по пластичности полимером. Это необходимо для определения взаимодействия манекена с элементами автомобилем.

Во время краш-теста измеряется скорость замедления движения конечностей, головы, груди и позвоночника манекена. Если значения будут слишком высокими, кресло не пройдет сертификацию, так как при столкновении ребенок получит травмы схожие с травмами от удара в боксе.

Только после прохождения аварийного теста и сопутствующих проверок автокресло получает сертификат и поступает в продажу.

Если кресло прошло сертификацию, на нем будет соответствующая наклейка.

Наклейки стандарта безопасности ЕСЕ R44/04

Установка кресла

Оптимальное место для установки детского автокресла — середина заднего сиденья со штатным ремнем. При фронтальном ударе малыш не достанет до передней спинки, а при боковом — до дверей. Если на заднем сидении 2, а не 3 ремня, самым безопасным для малыша будет место справа по диагонали от водителя.

Самое небезопасное место для маленького пассажира — переднее пассажирское сиденье.

Не рекомендуется устанавливать автокресло на переднее сиденье

При установке автолюльки на переднее сидение обязательно отключите подушку безопасности!

Перед покупкой кресла проверьте совместимость с вашим автомобилем. Самая частая проблема при несовместимости машины и детского автокресла — недостаточная длина штатных ремней, на втором месте — конструктивные особенности частей заднего сидения.

Если поездки будут частыми, обратите особое внимание на сложность крепления кресла в автомобиле: чем проще оно крепится, тем больше сил и времени вы сэкономите при подготовке к поездке с ребенком.

Закрепить детское автокресло можно тремя способами:

  • штатные ремни
  • Isofix
  • Latch / SuperLatch

Штатные ремни

Применимы для всех групп кресел. Самый универсальный и популярный способ крепления — штатные ремни есть в любой машине и на переднем, и на заднем сидении.

Главные недостатки — сложность процесса и более низкий уровень защиты по сравнению с Isofix и Latch, а также недостаточную длину ремня на многих машинах. Именно при креплении штатными ремнями безопасности допускается самое большое количество ошибок, что сводит на «нет» безопасность ребенка при аварии.

Isofix

Жесткое крепление автокресла к кузову машины.

Чтобы установить кресло с Изофикс неправильно, надо очень постараться. Встроенные в заднее сидение машины скобы соединяются с кронштейнами кресла в одно движение. Isofix исключает переворачивание и смещение вперед детского кресла при ударе. На многих современных моделях предусмотрен индикатор, который меняет цвет если кресло надежно закреплено.

Ограничение по весу для кресел — 18 кг, при большем весе ребенка скобы могут не выдержать сильного удара, а значит не обеспечат безопасность. По этой причине в группах 2 и 3 основное крепление — штатный ремень, а Isofix обеспечивает дополнительную защиту.

К недостаткам можно отнести стоимость — автокресла с Isofix стоят дороже; вес — в полтора раза больше обычного автокресла и возможную вибрацию автолюлек группы 0, которая вряд ли понравится малышу.

Перед покупкой автокресла с Isofix, убедитесь, что ваш автомобиль имеет соответсвующее крепление. Оно должно быть в углублении под спинкой заднего сидения.

Latch

Американский стандарт креплений детских кресел. Не имеет металлической рамы и кронштейнов, как у Isofix, а потому весит меньше в среднем на 1,5-2 кг.

Ограничение по весу ребенка для кресел с этой системой — 29 кг.

Имеет 3 точки крепления: Isofix в заднем сидении, дополнительного якорного крепления в верхней точке. Мягкие стропы в отличие от жесткого Isofix не передает на кресло вибрацию кузова и снижают нагрузку при ударе. Благодаря подвижным ремням, крепление Latch имеет самую простую из 3 способов установку.

К главным недостаткам автокресел с Latch можно отнести небольшой выбор моделей, отсутствие места крепления верхней точки во многих машинах и установка только на заднем сидении по бокам.

Сравнение креплений Isofix и Latch

Дополнительное крепление Top Tether

Также называется якорным креплением и якорным ремнем. Является дополнительным удерживающим элементом спинки детского кресла. Обычно находится за подголовником заднего сидения, но так же может располагаться на потолке, в полу багажника и спинке. Если в вашей машине предусмотрена возможность крепления Top Tether, то в перечисленных местах вы найдете соответсвующий значок.

Крепление Top Tether

Дополнительное крепление «Опорная нога»

Универсальный телескопический упор. Если петля для Top Tether есть не везде, то пол есть в любой машине. Используется для максимально жесткой фиксации авоткресла в дополнение к Isofix. Обычно идет в комплекте с базой или является элементом детского кресла. Длина опоры подстраивается под конкретную модель машины, поэтому подходит для всех автомобилей.

Выводы

Правильное автокресло соответствует стандарту безопасности и параметрам ребенка, удобное для маленького пассажира, совместимо со всеми машинами, на которые вы будете его устанавливать, надежно закрепляется и простое в установке.

Помните! Безопасность вашего ребенка в ваших руках!

Бесплатная консультация по выбору автокресла

Консультант перезвонит в течение 10 минут. Ежедневно с 10 до 22.